НОВОСТИ

Банкротство граждан: Новая реальность

На форуме «Банкротства. Новая реальность», организованном Федресурсом и «Интерфаксом», эксперты обсудили новые стратегии, которые применяют граждане и профессионалы в свете изменений законодательства и экономической ситуации. В сессии «Что заслуживают физические лица?» акцентировалось внимание на том, как можно достичь баланса интересов между кредиторами и должниками.

Эдуард Олевинский, основатель правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры», охарактеризовал 2024 год как «бурный» с «шокирующим регулированием». Он отметил значительное увеличение госпошлин и изменения в судебных процессах по делам о банкротстве граждан, направленные на освобождение судов от рутинных задач. По его мнению, эти изменения могут оказать кардинальное влияние. Екатерина Пушнова, генеральный директор Ассоциации СРО «Эгида», добавила, что банкротство граждан становится все более популярным инструментом, о котором активно рекламируют даже в небольших населенных пунктах.

Ильяс Тлеулин, основатель сервиса QazBanrot.kz, рассказал о специфике банкротства физических лиц в Казахстане. Он отметил наличие двух искусственных барьеров перед признанием банкротом: длительная просрочка по платежам и обязательное обращение в банк для урегулирования долгов. По его словам, кредиторы часто создают препятствия для должников, а процесс банкротства в Казахстане проходит в электронном формате без обязательной публикации объявлений в печатных изданиях.

Портрет должника

За последние шесть лет образ типичного должника изменился несколько раз. Участники сессии подчеркнули важность различения добросовестных и недобросовестных должников. Приводились примеры граждан, которые берут кредиты в нескольких банках и микрофинансовых организациях, а затем подают заявление о банкротстве, часто по совету «раздолжнителей». Арбитражный управляющий Илья Ульянов подчеркнул необходимость внимательного подхода к проблеме «раздолжнителей», а Андрей Смирных из ПАО «Сбербанк» отметил рост таких случаев.

Также была поднята тема защиты единственного жилья должников. Артем Кадников, арбитражный управляющий, считает, что единственное жилье должно находиться под защитой. По его мнению, случаи, когда единственное жилье может быть признано роскошным, составляют не более 1-2%. При этом механизмы реализации такого жилья могут быть использованы как инструмент давления на должника.

Артем Кадников также отметил высокую нагрузку на суды, где судьи рассматривают до 60-80 дел в день. Это затрудняет всестороннее и объективное рассмотрение дел, поэтому изменения в части рассмотрения требований кредиторов без судебного заседания имеют положительное значение.

Новые стандарты работы

«Кредиты брали и всегда будут брать», — отметил Илья Ульянов, добавив, что на первых этапах необходима квалифицированная помощь. За прошлый год его команда обанкротила 4600 физических лиц, и сейчас число дел возросло. Процедура банкротства теперь занимает около 1,5 лет вместо прежних полугода.

По словам Екатерины Пушновой, арбитражные управляющие должны опережать конкурентов, которые обещают легкое списание долгов. Она предложила создать единый центр для подачи заявок на банкротство с случайным распределением дел среди арбитражных управляющих.

По словам Андрея Смирных, внесудебная процедура банкротства помогает сократить административные расходы и функционирует так, как и планировалось в 2020 году. «В этом году мы можем с уверенностью заявить, что внесудебное банкротство наконец-то заработало. Согласно данным Федресурса, за 10 месяцев текущего года было подано свыше 40 тысяч заявлений. 10% от общего числа банкротств — это уже не случайность, как два года назад, а значимый фактор. Процедура стала более доступной и понятной для граждан», — объясняет Смирных.

Дмитрий Коновалов, директор компании «Помощник арбитражного управляющего», отметил новшества, такие как изменение формы отчета финансового управляющего, что «определенно улучшило работу рынка», а также введение новых видов уведомлений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. С 1 сентября 2024 года в Федресурсе будут размещаться данные о требованиях кредиторов по всем процедурам. Установлена общая норма: арбитражный управляющий обязан публиковать информацию о предъявленных требованиях и их включении в реестр в течение 5 рабочих дней с момента получения требования. Специальная норма о публикации сведений о полученных требованиях в ходе внешнего управления и конкурсного производства отменена. Коновалов призвал арбитражных управляющих вести отчеты в электронном виде и максимально их наполнять информацией, подчеркнув возрастающую роль СРО в контроле за правильностью заполнения данных.

Арбитражные управляющие сталкиваются с многочисленными необоснованными жалобами в Росреестр и СРО, при этом, в отличие от судов, которые защищены высоким порогом госпошлин, у них нет аналогичного механизма защиты, отмечает Екатерина Пушнова. В её практике был случай, когда один гражданин подал 200 жалоб на управляющего, ни одна из которых не подтвердилась. В результате СРО обратилась в правоохранительные органы с просьбой привлечь его к административной ответственности по всем 200 случаям.

«Еще одной сложностью является получение информации об имуществе должника. В Москве госструктуры уже предоставляют информацию по запросам арбитражных управляющих, тогда как в регионах часто игнорируют такие запросы. Мы решили обращаться в суд с заявлением о непредоставлении информации по ст. 332 АПК РФ (Ответственность за неисполнение судебного акта), которая предусматривает штраф в 30 тысяч рублей для должностных лиц за отсутствие информации. Когда чиновники понимают, что им придется платить из своего кармана, они сразу начинают предоставлять данные», — заключает Пушнова.

В ходе сессии участники обсудили практические рекомендации для участников процедур банкротства граждан и договорились встретиться через год на следующем форуме для обсуждения изменений в этой области.
2024-12-18 14:50